Впервые опубликовано в
журнале поэзии «Плавучий мост».
Михаил Гундарин
Мужчины не плачут
(К. Курвуазье, А. Васецкий, М. Глазун)
Да, мужчины-поэты вместо того, чтобы плакать, пишут стихи… Но зачастую в них немало такого, что у не-поэта вылилось бы в эмоциональный призыв о помощи. Каковы же эмоции в стихах сегодняшних мужчин, как они формируют поэтический дискурс? Посмотрим на примерах.
Максим Глазун. Из бранного. М.: Синяя гора, 2025. 304 с.
По степени эмоциональности — и критичности отношения к миру, а также некой радикальности внутреннего авторского прготеста, Максим Глазун помещается в воображаемой середине шкалы, идущей от холодноватой элегичности, грустной иронии и принятия мира в стихах Васецкого до бесшабашного разудалого лубка, отрицающего всё на свете, в исполнении Курвуазье.
Автор занимает позицию высокомерного интеллектуала. Перед нами своего рода лаборатория, а то и полигон, где язык подвергается интенсивному испытанию на прочность, смысл рождается из столкновения культурных кодов, а лирическое «я» намеренно растворяется в хоре коллективных и чужих голосов.
Как точно подмечает в предисловии Марина Лемешева, Глазун — поэт парадоксальный. Его мышление афористично и стремится вывернуть наизнанку любую расхожую истину. Его поэтика построена на принципе коллажа и полифонии: в текстах сплетаются фольклор и актуальные мемы, классические аллюзии (от Цветаевой до Кафки) и язык соцсетей, высокая лирика и намеренно сниженная, «бранная» лексика. В общем — как и у Васецкого с Курвуазье. Но иначе, иначе (о чём речь впереди).
Авторский голос здесь часто нарочито скрыт, уступая место обобщающему
«мы» — то ли как выражению коллективного опыта, то ли как
«прикрытию общих черт», способу говорить о социально неудобных вещах. Тут, конечно, без лукавства не обходится — автор свой поэтический корабль направляет твёрдой рукой. И это, продолжая метафору, не фрегат, но подводная лодка.
Что ж, такова традиция, в которой работает Глазун, — её можно назвать постконцептуалистской, вспомнив, например, такого замечательного поэта, как Владимир Строчков (при этом стихи Глазуна более эмоциональны).
Как у концептуалистов и постконцептуалистов, главный герой этой книги — сам язык, его возможности и «слепые пятна» в создании более-менее адекватной картины мира. Если точнее, перед нами сплетение различных социолектов, над которыми проводит опыты автор (попутно рефлексируя над природой коммуникаций:
«глухие тоже не понимают друг друга» и т. п.).
Сквозь книгу проходит навязчивый мотив смерти, эпидемий, войн (как прошлых, так и современных), распада тела и памяти. История предстаёт каким-то хаотичным нагромождением катастроф, мифов и кровавых повторов, где
«мёртвые умножаются» и
«прошлое пишут пошлые».Тело в этих стихах хрупко, уязвимо и абсурдно. По сути, оно репрессировано социально-психологическим давлением. Поэтому стареет, болеет, распадается, его функции снижены до физиологических актов. Поиск идентичности в таком мире почти невозможен: герой ощущает себя
«эпизодичным», «неоткрытым персонажем», «куклой» или
«репликантом». Лирический герой хочет отречься
от самого себя, уйти в коллективную смысловую плоть:сомнительная буква эта язависимая ветреная с краюя с языка слетает и в таяя муха в мёртвом сердце янтаряи мне милее ты тридцать втораяВ текстах много примет времени, причём примет довольно мрачных. Но прямой социальной критики мы тут не найдём, неприятие окружающего зашифровано в сложных образах и ироничных парадоксах.
Стихи плотно населены отсылками, намёками, игрой слов. Автор использует искажения, окказионализмы, нарочитую неграмотность (
«бранное») как инструменты остранения. Ритмы часто имеют узнаваемый рэповый или песенный характер, что делает даже самые мрачные тексты динамичными.
Вот как этот, похожий на некую ритуальную заплачку:
* * *смертью смерть всосавбез костей рукаввыходил в нулиой люли люликолыбельный звонжизнь всего лишь сонбродит тень винакак ты старинаножки аля франслягушачий шансмаугли и тыкрасные цветытем ли ты горишьсвечечка малышЧто ж, чтобы плакать, поэту слёзы не нужны — достаточно слов.